bla bla blaДавайте представим на секунду, что Шерлок и Майкрофт Холмсы простые люди. Когда-то их родители полюбили друг друга, занялись сексом, и в результате союза двух людей родились два мальчика. Два брата. Представим, что они не инопланетяне, супергерои или сверхлюди, как бы им самим этого не хотелось. Представим, что в детстве старший любил сладости и строил на кухне башню из стульев в попытках добраться до конфет или бисквитов, что хранились на верхней полке серванта. Представим, что младший строил шалаш из покрывал, одеял и подушек, и как он засыпал внутри, обнимая тома Стивенсона и Верна.
Давайте предположим, что Шерлок и Майкрофт Холмсы просто люди, которые когда-то были просто детьми. Как все мы. Потому что люди иначе не появляются. В один прекрасный день не открывается входная дверь в дом, на пороге не стоит взрослый человек, собственный ваш ребёнок. Он не цитирует Петрарку, не играет виртуозно на скрипке, не говорит с аристократичным акцентом. Он рождается и смотрит на родителей большими наивными глазами, верит в их всесилие, а впервые попав в социум, ищет своё в нём место.
Я не психолог, но мне хочется выразить мысль и порассуждать на тему некоторых особенностей фанона.
Пункт первый, или дедукция как часть генетического кода.
Дедукция - часть гуманитарной науки логики.
Когда мозг человека от предпосылки А приходит к выводу Б, происходит логическая операция, называемая умозаключением. Если между А и Б есть логическая связь (связь логического следования), то возможны два варианта: либо умозаключение дедуктивное, либо индуктивное. Если связь опирается на логический закон, то мы имеем дело с дедукцией.
О дедукции следует знать несколько вещей:
1. Верные предпосылки ведут к верным выводам. Всегда.
2. Вывод частного из общего также является дедукцией.
3. Дедукция требует наличия абстрактного мышления, поскольку вывод часто неизвестен.
4. Не следует путать дедукцию с предсказанием будущего. Другими словами, шахматы, инвестирование, политика не есть дедукция, она в этих областях помогает лишь ориентации в прошлом и настоящем.
5. Ну и главное - дедукцией овладеть несложно практически любому психически здоровому человеку.
Шерлок пользуется дедуктивным методом в своих расследованиях. Стоит ли считать это достижением гениальным? Вряд ли. Чего нельзя сказать о скорости, с которой он применяет свои умения. Дедукции обучают медиков, военных, особенно разведчиков, психологов, социологов, философов, логиков. Во многих университетах Англии существуют дедуктивные кружки.
Джон поражается не методу Шерлока, а его скорости и объёмам. Скорее всего потому, что у самого Джона был курс логики в университете (если я не ошибаюсь, он является обязательным для всех специальностей в меде), и он точно знает его пределы.
Так что: с дедукцией не рождаются, ей овладевают. Как? При помощи учителя. За сколько времени? До уровня "фокуса в институте" - с год-полтора. Зачем учитель? Потому что верность в цепочке "предпосылка - логический закон - вывод" проверяется сторонним лицом. Можно попытаться сделать это в одиночку, однако процент ошибочности будет крайне велик.
Пункт второй, или пятилетний дедукционист.
Обучение логике, как и обучение мнемоническим техникам, требует дисциплины разума и сосредоточения.
До двух лет дети вообще не способны на концентрацию внимания, их взгляд притягивает в прямом смысле всё (это называется непроизвольным вниманием). Нет, в два года ни Майкрофт, ни Шерлок не шокировали нянечек тем, что им известно об их интрижках с садовником или шофёром. Дети в младшем школьном возрасте не способны удерживать произвольную (задачную) концентрацию дольше 15 минут. Кто помнит себя в школе в пятом классе? Да, это именно оно и было.
Умение ребёнка сосредотачиваться на определённой задаче также зависит от темперамента: гиперактивным и социально отстранённым это даётся труднее. Чем взрослее ребёнок, тем больше времени способен он сознательно удерживать собственное внимание на интересующем его предмете. Чем старше подросток, тем сложнее его сознание.
Понимание логических связей требует навыка мыслить абстрактно и оперировать сложными понятиями, что верно и для мнемоники. Дети не способны овладеть техникой Чертогов. Даже в тридцать лет Шерлок активно жестикулирует и едва сидит на месте, что же с ним творилось в детстве? Я не удивлюсь, если он начал заниматься дедукцией ради привлечения чужого внимания, когда обычные средства перестали работать.
Пункт третий, или цена гениальности.
Ничто не даётся человеку просто так. Спортсмены не ладят с науками, "книжные черви" - со спортом или социумом. Профессиональная деформация в начальном её проявлении.
В сутках 24 часа, в которые надо уместить много всего: общение, знания, спорт. В футбол не играют с учебником в руках, а для понимания и запоминания написанного в книге окружающие шумные друзья - помеха, не помощь. Кто-то, как Джон Ватсон в юности и все мы, развивается всесторонне, но неглубоко: не профессиональный спорстмен, не лучший студент на курсе, не самый популярный парень в округе.
Кто-то же, как Шерлок Холмс, в определённый момент определяется с направлением своей деятельности и все усилия пускает на получение нужных умений. Их цена - провалы в области общеизвестных фактов, отсутствие тех, кого можно считать друзьями, отсутствие понимания.
В общем, к чему я всё это? Приписывая Шерлоку всезнание, авторы упрощают его личность; делая глупцами его врагов и окружающих, они его унижают.
И мне просто скучно на работе, да.